Яків Хаммо став учасником веб-конференції на XSPORT.ua
Минулого тижня найкращий дзюдоїст України у 2015 році, представник Донеччини Яків Хаммо став учасником веб-конференції на порталі XSPORT.ua.
21-річний Хаммо, який виступає у ваговій категорії понад 100 кг, у минулому сезоні став справжнім відкриттям. У свій перший повноцінний рік у дорослому дзюдо Яків виграв індивідуальну і командну «бронзу» Європейських Ігор у Баку (турнір дзюдоїстів мав статус чемпіонату Європи), став бронзовим призером чемпіонату світу в Астані, завоював «золото» на турнірі «Гран-Прі» в Загребі та срібні медалі на турнірі «Grand Slam» в Абу-Дабі і Відкритому Континентальному Кубку в Софії. Вищеназвані результати гарантували нашому дзюдоїсту ліцензію на Олімпійські Ігри 2016 року в Ріо-де-Жанейро (Бразилія).
Вашій увазі – текстовий варіант веб-конференції від порталу XSPORT.ua.
Сейчас я вернулся со сбора, который проходил в Австрии, в городе Миттерзилль. Собрались там практически все топовые спортсмены мира, не только наши. Боролись почти неделю, каждый день были схватки. Ближайшее, что мне предстоит – это сбор в Париже. Там будут бороться наши ребята, я посмотрю на их выступление и уже останусь. Сам я пока на соревнования не еду. Через неделю после Франции поеду в Германию, в Дюссельдорф на Гран-при, вот там уже и буду бороться. Это будет в начале февраля. Сейчас на сбор мы едем все вместе, всей сборной.
Какие старты предстоят после Дюссельдорфа?
В ближайшее время меня ждут преимущественно сборы. Мы с тренером решили, что на соревнования мне ездить пока не нужно. После выступления в Германии будет сбор там же, а затем в Чехии и Японии. Потом уже, возможно, буду бороться в Мексике на турнире Masters, который Георгий Зантарая выиграл в прошлом году.
В связи с чем было принято решение проводить меньше соревнований?
Так решили для того, чтобы перед Олимпиадой «голод» появился. Считаем, что мне лучше сейчас больше научиться чему-то новому, чем участвовать в соревнованиях и делать все то, что я делаю обычно.
Расскажи о квалификации на Олимпийские игры.
В этом году, Слава Богу, я набрал достаточное количество очков, сейчас нахожусь на 3-м месте олимпийского рейтинга и попадаю на Олимпиаду. Другие ребята из Украины в моей весовой категории по рейтингу тоже попадают, но моя медаль с чемпионата Европы, за год до Чемпионата мира, гарантирует мне поездку на Олимпийские игры.
Могли представить год назад, что так быстро добьетесь подобного успеха?
В январе прошлого года, я, конечно, еще подумать не мог, что окажусь в таком статусе – лучшего дзюдоиста Украины, с медалью чемпионата мира, третьим местом в олимпийском рейтинге и олимпийской путевкой. Я, кстати, был третьим в рейтинге лучших спортсменов страны, но не ожидал, что так быстро поднимусь. Все получилось резко, наверное, после Японии, сразу борьба как-то наладилась, я начал выигрывать у сильных опытных ребят.
Не могу сказать, какие конкретные изменения произошли, после которых я стал побеждать. Я сам не чувствую как росту, но по соревнованиям вижу, по конкретным соперникам, которые год назад могли меня «порвать как Тузик грелку», а сейчас уже все происходит наоборот. Несмотря на весь этот успех, “звездной болезни” у меня, думаю, не будет.
Как психологически переносятся важные соревнования?
Когда ты молодой спортсмен и первый раз едешь на соревнования такого масштаба как Олимпийский игры, то думаешь о том, что главное показать там, все, что ты можешь, и все. Поэтому на тебя не сильно давит какое-то ожидание результата, и сама важность каких-либо соревнований. На чемпионат мира я ехал и думал, что главное для меня побороться за «семерку», зацепиться. Не ожидал, что возьму медаль, если честно. А, так как взял, на Олимпиаду еду уже с таким «грузом», так сказать.
Как ты думаешь, изучают ли тебя соперники?
На чемпионате мира я еще был, можно сказать, темной лошадкой, а после него, думаю, да. Первый турнир, который я провел после ЧМ, был в Париже, и там я почувствовал, что уже не могу так легко взять и бросить соперника. До этого они не знали как я борюсь, залезали на приемы, а я чувствую такие моменты и могу совершить бросок. Там уже я заметил, что они начали отстаивать и на приемы заходить, скажем так, с опаской. Функционально стало намного тяжелее. Мой стиль борьбы, вообще, динамичный, я все время двигаюсь, и если соперники будут отстаивать, то им будут давать замечания за то, что они пассивно ведут борьбу. В Абу-Даби я все схватки выиграл по замечаниям.
Вопрос, который часто возникает у людей, не знающих нюансов подготовки. Почему на тренировочные сборы спортсмены выезжают за границу?
Интересно и познавательно бывать на сборах в Японии, это вообще родина дзюдо. Там этому учат детей начиная со школы. Я, когда поехал туда в первый раз, очень многому научился: как держать захваты, как стоять лучше. В Японии очень сильная школа. О сборах в других странах могу сказать, что это традиции. Вот как, например, в Австрии, откуда я вернулся – они проходят каждый год, и все спортсмены едут туда тренироваться. Есть возможность обменяться опытом, научиться чему-то новому.
Много людей приходят смотреть на дзюдо в Японии?
Очень много, полные залы, зрители сидят повсюду. А еще, кстати, много болельщиков во Франции, тоже был полный зал, причем большой, как баскетбольный.
Как переносишь акклиматизацию и частые смены часовых поясов?
Когда первый раз был в США, в Майами, тот климат я принял очень спокойно, вообще никаких изменений не почувствовал. А вот в Азии, в Японии, в Корее, очень тяжело проходит этот период, я могу вообще не спать ночами, бывает такое, что сплю 3 часа в сутки. В Южной Америке еще не был, на всех других континентах уже довелось побывать. Надеюсь, что проблем с акклиматизацией там не возникнет.
Как складываются взаимоотношения с партнерами? Ссоры случаются?
У нас между ребятами ссоры если и бывают, то мимолетные, минутку покричим и все. А так все очень дружные, не могу даже кого-то выделить. На всех сборах проводим очень много времени вместе, ходим друг к другу в гости в разные номера, гуляем по городам, в которых находимся.
Как спортсмены относятся к изменениям в тренерском составе сборной Украины по дзюдо?
Я в это все вникать не хочу, мне пока это не надо. Вообще, смена тренера в предолимпийский сезон это, скажем так, глупо, но это решение Министерства. Но это тоже не мое дело, и мне не хочется об этом говорить. Ребята, думаю, тоже придерживаются такого мнения.
Расскажите, какой Ваш боевой вес, вес вне соревнований, и приходится ли Вам «гонять» вес?
Да, приходится. К сожалению, мой вес растет по неизвестной мне причине. Мой боевой вес – это 128-130 кг, это тот вес, в котором мне комфортно, в котором я нормально дышу и двигаюсь быстро. Вне соревнований мой вес составляет от 130 до 134 кг, если плотно поем. Как раз вот сейчас, после праздников, вешу 134, к сожалению. Чтобы согнать вес начинаю сдерживать себя в питании, больше тренируюсь, больше потею на тренировках – одеваю дополнительные костюмы сверху.
Продолжая тему веса, насколько тяжелее обычно соперники? И как тяжело с ними бороться?
Вес +100 не имеет ограничений – ты можешь весить 101 кг, а против тебя выйдет человек весом 170 кг. Такое встречается. Я вот, например, в Турции боролся с парнем, который весил 180 с лишним килограмм. Это, кстати, была моя самая быстрая победа на соревнованиях – 14 секунд. Этот соперник, в принципе, первый раз со мной выходил бороться и не знал, что я делаю и как. И зашел он так неаккуратно на прием, можно сказать, был немного неуклюж. Тот, кто легче, имеет преимущество в скорости. Но лично мне, если я выйду против соперника на тридцать килограмм меня легче, будет с ним проще, чем с тяжелым. У меня более скоростной стиль борьбы, я могу и его темп взять, а могу и свой навязать. А так как он легче, мне будет проще делать броски, физически легче его поднимать.
Приходилось ли бороться со спортсменами, которые были легче?
Есть командные соревнования, весовая категория в которых «+90», и все, кто уже в сотке (в весе до 100 кг), выходят сражаться против меня. И пока что все хорошо. Не попадались мне очень сильные соперники, хотя был один раз, когда я проиграл «соточнику». На чемпионате Европы среди юниоров мы вышли командой в финал, моя схватка была решающая, и я проиграл парню из Грузии. Я за день до этого боролся, сил не было вообще, два дня подряд – это большая нагрузка.
Если представить ситуацию, в которой Международная федерация дзюдо отменяет вес +100 кг, что бы вы сделали?
Такая ситуация, конечно, нереальна, и даже представить ее мне очень сложно. Но если постараться, то могу сказать, что сбросить тридцать килограмм мне было бы очень тяжело, да и это был бы уже не я. Сам по себе я не большого роста для своей весовой категории, а так был бы еще и худеньким. Я думаю эта категория мне бы не подошла.
Есть ли в команде спарринг-партнеры твоего веса, с которыми интересно и полезно тренироваться?
Конечно, в команде есть три моих партнера, а, по совместительству, и друга – это Антон Рудник, Андрей Колесник, это ребята из Киева, тренируются со мной в зале. Мы с ними с детства боролись друг с другом на соревнованиях, а вот теперь на тренировках. А в Донецке был Федор Паньков, с которым я постоянно работал. Те, кто мне помог из спарринг партнеров – это, как раз, эти ребята. А вообще, в Донецке мне помогали много разных людей, ребята, которые, в принципе, не участвуют в соревнованиях, или бывшие спортсмены, которых приглашал мой тренер Подолякин Евгений Владимирович.
Как ты пришел в дзюдо и как за это время менялся твой личный вес?
Заниматься я начал в 8 лет, на дзюдо меня привел друг отца. С того времени я тренировался у Подолякина, до переезда в Киев. Всегда был тяжелым, не могу сказать, как конкретно менялся мой вес, но был в тяжелой весовой категории всегда. Первые соревнования, если не ошибаюсь, были в весе +50 кг, мне было 10-11 лет. Хотя точно я уже не помню.
До дзюдо никакими другими видами спорта не занимался. Один раз меня, правда, мама отвела на карате, но там все так кричали, что я оттуда сбежал. А через годик пошел на дзюдо и там остался.
В чем кайф дзюдо?
Кайф в том, что ты делаешь то, что хочешь. У тебя полная импровизация, когда ты становишься в захват со своим соперником. А если еще получается бросок, особенно амплитудный, действительно испытываешь кайф. А вот когда бросают тебя – неприятно, но это стимулирует сражаться дальше, входишь в кураж.
Есть какие-то собственные, фирменные приемы?
У меня, как и у каждого, есть свои коронные приемы. Не знаю, можно ли вам это рассказывать. Мои – бросок через грудь, через спину с колен, подсад с голенью. Довольно часто хорошо получаются зацеп влево, задняя подножка влево.
Приходилось ли применять дзюдо в обычной жизни?
К счастью, нет, и в будущем не хотелось бы возникновения таких ситуаций, в которых пришлось бы. Можно сильно травмировать человека.
Из всех стран, в которых удалось побывать, о какой мог бы сказать, что она тебе подходит?
Если для жизни, я пока не представляю другую страну, кроме Украины. Я привык и к менталитету, и к самой стране. А так, мне хорошо везде.
Какая схватка была лучшей в карьере?
Я думаю, это схватка за бронзу на чемпионате мира: во-первых, мой бросок был во всех топ-чартах мира, а во-вторых, он очень много мне дал. Когда выходил на татами, я знал, что этот парень был призером ЧМ в 2011 году, он действительно очень сильный спортсмен, каждый год боролся на парижском турнире, который считается самым сильным. Занял там второе место, уступив только Тедди Ринеру, который пока что является непобедимым. Я понимал, что это очень сильный человек и выходил, чтобы показать, что я могу, и как я могу вообще бороться. А получилось так, что он допустил ошибку, а я его на этом подловил. Я миллион раз пересматривал видео этой хватки, все просмотры, наверное, мои.
Какая самая быстрая победа и самая долгая схватка?
О самой быстрой мы сегодня уже вспоминали, это 14 секунд в Турции со спортсменом из Румынии. А вот о самой долгой я вам не скажу, у меня практически все поединки длятся 5 минут, как и должны, не могу вспомнить затяжную. Как-то так получается, что мне это время выдержать комфортно, может от природы такая выносливость.
Есть в активе победы удушающим приемом?
Была одна очень давно, еще в юниорских соревнованиях. В Киеве против меня выходил бразилец, я его «задушил», и он даже отключился, бедный, но потом быстро пришел в себя. А вот проигрывал чаще удушающим. Раньше я допускал ошибки, которые позволяли соперникам использовать такой прием.
Какие виды спорта нравятся помимо дзюдо?
Если самому заниматься, то я люблю бокс и футбол. А смотрю только футбол, бокс, честно, смотреть мне не нравится. Слежу за результатами ребят знакомых и, вообще, украинцев. Хотя сам я в Донецке занимался боксом, когда были каникулы, просто для себя, для поддержания формы. Заниматься боксом мне понравилось.
Кто твой фаворит в боксе?
– Очень уважаю и пристально слежу за результатами Усика и Ломаченко. Действительно, очень талантливые ребята.
В какой рекламе ты снялся бы с удовольствием, а что не стал бы рекламировать ни за какие деньги?
Я думаю, я мог бы рекламировать какие-то дорогие часы или автомобили, какой-нибудь дорогой алкоголь, если только лица моего не будет видно. Не стал бы рекламировать контрацептивы, лекарственные препараты.
Как правильно восстанавливать суставы после травмы, если не было операции?
По собственному опыту могу сказать, что самое главное, это какое-то время не беспокоить и не нагружать травмированный сустав вообще. Ну и использовать мази и другие местные средства, которые помогают при данной травме. У меня был надрыв крестообразной связки, на полгода я выпал из спорта полностью. Вот такие способы мне и помогли восстановиться. Еще носил жесткий наколенник с металлическими вставками, ходил на токовые и другие местные процедуры.
Сейчас я очень пристально слежу за тем, чтобы никаких повреждений не было вообще. Перед Олимпийскими Играми травмы – это точно не то, что мне нужно.
Бываешь в родном Донецке и остались ли в городе родные?
Много осталось родственников и очень близких друзей. Последний раз был в Донецке в ноябре или декабре, но до Олимпиады больше ездить не буду, сосредоточусь полностью на спорте. Спортсмены все оттуда уехали, а вот тренеры остались. Вот и мой тренер остался в Донецке, тренирует детей.
Как прошел период адаптации в Киеве?
Первые четыре месяца я жил на олимпийской базе в Конча-Заспе. Там у меня был отдельный удобный номер, и там же жили другие ребята из Донецка, мои знакомые. А затем, когда уже и родители приехали в Киев, сняли квартиру, и я переехал к ним.
Когда-то сможешь вернуться в Донецк?
Это мой дом, я привык к этому месту, но, думаю, еще не скоро там все наладиться, и даже, если прекратятся военные действия, наладить инфраструктуру и вернуть город на прежний уровень будет очень тяжело.
Ты ассириец по происхождению. Расскажи о своем народе.
В Украине ассирийцев довольно много, связь между собой поддерживаем, конечно, половина - родственники.
Ассирийский язык я учил, сделал даже сам себе словарь. А потом как-то так получилось, что словарь этот я потерял и заниматься перестал. Многое уже забыл, могу понять отдельные слова, но говорить не получается. Раньше мне часто звонили ребята и девочки ассирийцы, чтобы узнать перевод слов или произношение, а сейчас уже я сам так делаю. Я мечтаю о том, чтобы мои дети знали ассирийский язык, но, к сожалению, тенденция такая, что он забывается во всем мире. Мои бабушка и дедушка знают его в совершенстве, но в каждом следующем поколении связь с языком теряется, мой отец, например, все понимает, но говорить не может. А я вот уже могу понять только пару слов.
Кого выберу если встречу ассирийку и не ассирийку? В первую очередь выберу ту девушку, которая будет для меня любимой и с которой мне будет хорошо, но, конечно, приоритетом будет национальность.
Как ты себя ощущаешь в статусе лучшего дзюдоиста Украины?
Я как-то за этим вообще не слежу, воспринимаю себя дзюдоистом таким же, как и другие ребята. Считаю, что все мы равные, и нет кого-то лучше, а кого-то хуже.
Джерело – портал XSPORT.ua