Анатолій Бойко: «Як Саладусі вдається залишатися нагорі, нас ніхто не питає»
В польском Сопоте на зимнем чемпионате мира по легкой атлетике дончанка Ольга Саладуха выиграла «серебряную» медаль в тройном прыжке, показав результат 14 м 45 см. До этого наград с зимнего чемпионата мира у Ольги не было. До «золота» нашей легкоатлетке не хватило всего одного сантиметра. Это событие послужило информационным поводом для эксклюзивного интервью с многолетним наставником Саладухи заслуженным тренером Украины по легкой атлетике, тренером-преподавателем Донецкой школы высшего спортивного мастерства Анатолием Бойко.
- Анатолий Григорьевич, насколько результат в Сопоте был прогнозируемым для вас?
- Заранее предугадать ничего нельзя. Однако в каждом соревновании, где Ольга выступает мы настраиваемся исключительно на победу. Такой результат - прыжок на 14 м 45 см - нас мало устраивал, но так сложилось. Сказались внешние факторы. Был неважный сектор. В Сопоте многофункциональный зал и для проведения соревнований по легкой атлетике положили специальный помост. От пола настил находился на высоте двух метров, он «играл», поэтому показать хороший результат было сложно. Завоеванная медаль — это здорово, но показать все, на что была способна Ольга, в силу названных причин не удалось.
- Ольга была готова прыгнуть дальше?
- Мы специально для этого ездили работать в Сумы, чтобы промоделировать предстоящие соревнования.
- Учитывая, что любая информация в наш век высоких технологий — не проблема, методиками подготовки высококлассных спортсменов обладают во всем мире. И все-таки за счет чего можно улучшить, например, личное достижение Ольги — 14 м 99 см?
- Все - просто. Нужно самоотверженно тренироваться, отдаваться на все «сто» процентов выбранному делу и, чтобы не подводило здоровье. А еще влияют внетренировочные факторы. Какие, например? Ну, вот мы сейчас в Донецке сидим, не знаем, будет тренировочный сбор или нет. Перед чемпионатом мира в Сопоте ребром стоял вопрос: поедем ли вообще туда участвовать. Перед нами с июля прошлого года еще есть финансовая задолженность. Мы с Олей стали практически штатными добытчиками медалей, а нам должного внимания не уделяется.
- После юношеского чемпионата мира Донецк обрел современную легкоатлетическую базу. Насколько это помогает в подготовке Ольге Саладухе?
- РСК «Олимпийский» - великолепный стадион, но он предназначен, прежде всего, для проведения соревнований. Если такая арена станет тренировочной, то ее в конечном счете «заездят» и она потеряет свой блеск. Для подготовки нужна другая тренировочная база: зал штанги, душевые...Да, модернизировали стадион «Кировец», но Оля живет от него в 26 километрах. Получается, в последнее время самые продуктивные тренировки мы проводили на выезде. Одно время — на базе, расположенной на 19-м километре под Киевом в Святошино. В прошлом году в Виннице нас хорошо принимали. Там было где спрятаться (манеж), в случае, если шел дождь. Штанга — пожалуйста... Все компактно в пределах 15 минут ходьбы. В стране до сих пор нужна легкоатлетическая база. Об этом уже говорят лет 40 точно. Но ничего не сделано...
Когда мы в Донецке, то стараемся тренироваться в манеже гороно СДЮСШОР №1. Там не так жарко и дорожка помягче, есть штанга (в минувшем году для нас ее приобрела ШВСМ), душевые.
- Анатолий Григорьевич, вы в свое время сами выступали в тройном прыжке. В 1972 году показали максимальный для себя результат – 16 м 59 см. Помните тот прыжок?
- Конечно. Тогда я установил рекорд Украины. Это произошло в Подольске на всесоюзной олимпийской базе. Стадион находился в лесном массиве, не жарко. Соревнования были подготовительные к чемпионату СССР. Все сложилось для меня как нельзя лучше. Если говорить об ощущениях, то замечу, что очень хорошие прыжки плохо запоминаются.
- Почему?
- Любое хорошее действие получается слаженно, быстро и хуже фиксируется мозгом.
- Вы родились в Луганске. Почему в детстве занялись именно тройными прыжками?
- Есть в этом элемент случайности. Я начинал заниматься легкой атлетикой, потом бросал, затем вновь возвращался...А первым моим тренером стал Анатолий Николаевич Панченко. Но он перешел работать в мединститут, и передал меня Татьяне Ивановне Плехановой. Она по специальности «игровичка». Но вскоре она ушла в декрет, и со мной начал работать Зорий Давидович Крейнис. Мне было лет 15-16-ть. В те годы (1964-65) на соревнования от Донецкой области возили полную команду, и как раз в ней были вакантны две позиции — бег на 110 метров с барьерами и прыжки тройным. Я их и освоил. А идеологом легкоатлетической команды Донетчины был Александр Алексеевич Билязе.
- Почему потом вы сосредоточились именно на тройных прыжках?
- Однажды посмотрел на видеопроекторе, как я бегу 110 метров с барьерами, и понял, что это — не мое. Там я себе не понравился. А в прыжках тройным у меня шел прогресс: 14.30 м, 14, 96 м и так далее... На первенстве Союза среди юниоров был вторым. Так и стал «тройником».
- Решение стать тренером родилось органично или были соблазны другого порядка?
- Нет, я сразу себя видел наставником. Александр Алексеевич Билязе в то время, когда я еще сам выступал, как-то сказал, что наверное я буду потом тренировать, что-то во мне такое увидел. Так и произошло.
- Когда бывший футболист становится тренером, то бытует мнение, что сразу нужно «убить» в себе игрока. В прыжках тройным это применимо?
- Был такой американский шестовик Брайан Стернберг, который на фиберглассовом шесте первым преодолел планку на высоте 5 метров. Так вот ему принадлежат такие слова: «Тренером может стать тот, кто лез на вершину, но никогда не мог постоять на ней». Я вот именно из тех, кто тренировался, пахал, но на вершине не побывал.
- Можно сказать, что вы захотели реализовать себя через своих учеников?
- Нет (смеется). Я был тренером, а потом сложилось так, что меня из тренерской профессии вытолкали. Я ушел работать в техникум физической культуры преподавателем. А потом подросла дочка и попросила, чтобы я ее тренировал. Я согласился. Она в итоге достигла уровня мастера спорта международного класса, но, к сожалению из-за травмы рано закончила карьеру. В то же время, когда прыгала моя дочка Ольга у меня появилась еще одна ученица и тоже Ольга, но по фамилии Саладуха. К ним присоединилась еще Кристина Русинова. Девчонки между собой дружили, стали прогрессировать в результатах и нам было интересно работать. Потом жизнь так сложилась, что Кристина закончила активные выступления, и осталась только Саладуха, которая выступает и сегодня.
- Когда впервые увидели Ольгу Саладуху и могли тогда предположить, что ее ждет большое спортивное будущее?
- Олю я знаю с девяти лет. А тренировать ее начал, когда ей было 11-ть. Сначала она занималась у моей бывшей жены. Потом уже включился в процесс и я. Определить талант «тройнички» невозможно. Ведь результат может быть и высокий, даже мировой рекорд, но по раскладке - скачок, шаг, прыжок — нельзя выделить серьезно какой-то из элементов. Например, Ольга имеет результат 6 м 37 см в прыжке в длину, а скачок — 5 м 40 см -5 м 60 см. А второй шаг еще короче, третий...Получается, что тройной прыжок, как вид легкой атлетики, вроде, не требует метрических сверхусилий. А сверхусилия прикладываются во время «ударных постановок», когда идут большие нагрузки на организм.
- Как вы считаете, мировой рекорд Инессы Кравец - 15 м 50 см - долго еще продержится?
- Да, долго. Тройной прыжок требует усиленного развития некоторых физических качеств.
- У вашей подопечной есть потенциал его превзойти?
- Мы к этому стремимся.
- На Олимпиаде в Лондоне Ольге Саладухе не хватило одного сантиметра до «серебра», сейчас в Сопоте один см отделил ее от «золота». Не становится ли этот злосчастный сантиметр каким-то психологическим барьером для спортсменки?
- Нет. На Олимпиаде мы настраивались выигрывать, но помешала травма, и сантиметр «проигрыша» появился тогда, когда Оля сделала уже шесть попыток, отсоревновавшись. Можно еще сказать, что все электронные приборы имеют погрешность. На чемпионате мира в Сопоте длина прыжка измерялась даже не лазером, а какой-то телеметрией. А в этом случае, чтобы точно определить результат, нужен идеально гладкий песок. А его там заравнивали граблями...Погрешность могла быть и больше сантиметра. К следу ведь добавляется еще ямка от граблей. В Лондоне, повторюсь, Ольга уже отпрыгала и не могла повлиять на распределение мест, а в Сопоте пыталась превзойти результат Екатерины Коневой, и значит, здесь один см был обиднее...
- К каким основным стартам в нынешнем году еще будете готовиться?
- Получается, мы опять говорим об Ольге как о штатной добытчице медалей. Все к этому уже привыкли. И если мы не привозим с соревнований «золото», то у руководителей особой радости это уже не вызывает. Но никто не спрашивает, как Ольге удается в течение восьми лет оставаться наверху в своей дисциплине? А ей уже 30 лет.... И вот вы тоже: «А что дальше? Какие вершины вы еще покорите? А когда будет мировой рекорд?...» А Ольге по всем законам надо было дать хотя бы полгода передохнуть. Сейчас моя подопечная в таком возрасте, когда уже превышены все сроки показа рекордов. Нет, рекорды могут быть, но для этого нужно создавать ряд условий. Но у нас в этой связи никто ничего не спрашивает....
- Если все будет хорошо, то Олимпиада-2016 станет для Ольги Саладухи венцом карьеры?
- Если дотянем, то это — логично. Спортивная жизнь - не вечная. Это - естественно. Паузу сейчас не можем взять, так как надо же на что-то жить.
- Кроме коммерческих стартов другие соревнования не несут финансовой нагрузки?
- Да. Вот, выиграли зимний чемпионат Украины, ну и что? Никто даже слово «Молодец!» не сказал. Я с Саладухой работаю уже 18 лет. И мы же тренируемся, невзирая на все проблемы, в том числе и со здоровьем. Но на нас - «ноль» внимания. В 2011 году Оля выиграла чемпионат мира, но звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины» я получил только через год. Оказывается три раза где-то терялись документы. Как такое могло произойти? За весомые показатели не получил я до сих пор и квартиру в Донецке. Могу еще много сказать обидных вещей, но не хочется заканчивать беседу на минорном аккорде. Мы с ученицей стараемся не обращать внимания на внешние факторы, а профессионально выполнять свою работу. Хотя оценка достижений Ольги, как спортсменки, и моих, как наставника, считаю, в Донецкой области занижена.
- Тем не менее Ольга Саладуха — это брэнд Украины, и после окончания карьеры действующей спортсменки, она должна нести большую социальную нагрузку. Не думали об этом?
- Вы правильно говорите. Ольга уже сейчас не пренебрегает общественной работой. Она постоянно, как позволяет время, участвует в школьных олимпийских уроках, встречается с разными категориями людей. Но давайте не будем забегать вперед, ведь Оля в секторе еще не сказала своего последнего слова.
НАШЕ ДОСЬЕ
Анатолий Григорьевич Бойко. Родился 9 апреля 1947 г. в Луганске.
Заслуженный тренер Украины по легкой атлетике. Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины.
Мастер спорта СССР. Член сборной СССР по легкой атлетике. Экс-рекордсмен Украины в тройном прыжке (1972 г. – 16 м 59 см).
Доцент кафедры олимпийского и профессионального спорта Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта. Тренер-преподаватель Донецкой школы высшего спортивного мастерства.
Тренер Ольги Саладухи, чемпионки мира и Европы, бронзовой призерки Олимпиады-2012, серебряной призерки чемпионата Европы-2014 в закрытых помещениях.
Пресс-служба ШВСМ (Донецк)